Инфраструктура

Транспорт

Развитие инфраструктуры — строительство путей сообщения, в том числе железных дорог, портов, дорог, аэропортов, — тесно связано с добычей полезных ископаемых в Арктике. Из-за суровых климатических условий возведение и ремонт инфраструктуры в этом регионе усложняются.

Наземный транспорт

Наибольший приоритет в Арктике отдаётся авиации и судоходству, однако шоссе, железные дороги и трубопроводы также играют существенную, хотя и менее значительную роль. Крупных путей сообщения здесь немного, поэтому грузо- и пассажиропоток ограничен.

Главное исключение — Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая Москву с российскими дальневосточными регионами, а также Монголией, Китаем и Японским морем. Длина Транссиба — свыше 9 тыс. км. Это самая протяжённая железная дорога в мире и самая загруженная в России. Помимо неё железных дорог в Арктике очень немного — это специализированные линии транспортировки, по которым сырьё поступает в отдельные порты.

Немногочисленные автодороги в регионе ограничены в основном пределами населённых пунктов и выполняют функцию обслуживания внутренних нужд, не имея международного значения. Качественные дороги расположены в основном на севере Скандинавии.

В отличие от многих других частей планеты, в Арктике зимой создаются благоприятные условия для перевозок. Почва промерзает и становится твёрдой, устанавливается ледовый покров, по которому могут передвигаться многие виды транспорта — от собачьих упряжек до тяжёлого промышленного оборудования. Летом, когда верхний слой вечной мерзлоты подтаивает и размягчается, а почва становится болотистой, передвижение транспорта затруднено.

Трубопроводы

Ещё один важнейший объект инфраструктуры — трубопроводы, проложенные в арктических зонах США, Канады и России для транспортировки нефти и газа в порты, на перерабатывающие заводы и в центры перераспределения за пределами региона. В середине ХХ века открытие обширных, но отдалённых нефтегазовых месторождений положило начало строительству трубопроводов большой протяжённости. К началу 1980-х на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа и на северном склоне хребта Брукса (Аляска) были возведены основные системы. Позднее появилась разветвлённая сеть вспомогательных трубопроводов между второстепенными месторождениями.

Аэропорты

Полёты авиации осуществляются по обе стороны от полярного круга. Над Северным полюсом проходят воздушные трассы, соединяющие Европу, Северную Америку и Японию. Аэропортов в Арктике много, однако большинство из них предназначены для малой авиации.

Кангерлуссуак — единственный в Гренландии гражданский аэропорт, способный принимать большие авиалайнеры, на Шпицбергене расположен аэропорт Свальбард (Лонгйир). Этот аэропорт является самым северным в мире гражданским авиаузлом. В российской части Арктики также существуют аэропорты, среди них аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года. Он принимает самолёты практически всех типов.

Морское сообщение

В настоящее время в водах Арктики курсируют танкеры, балкеры, траулеры, баржи и буксиры, ледоколы, пассажирские и исследовательские суда, а также суда снабжения. Существует три основных запроса на услуги морского транспорта: вывоз природного сырья из региона, доставка товаров местному населению и туризм. Наиболее интенсивно водное пространство используется у северо-западного арктического побережья России, а также у берегов Норвегии, Гренландии, Исландии и Аляски.

Самые крупные порты и гавани:

— Россия — Мурманск, Архангельск, Лабытнанги / Салехард, Дудинка, Игарка, Диксон, Тикси и Певек, Сабетта, Уэлен;

— Канада — Тектоякчек, Нанизивик, Черчилл, Икалуит;

— Норвегия — Тромсо, Киркенес, Вардо;

— Соединённые Штаты Америки (Аляска) — Ред-Дог, Барроу, Валдес.

Всё более значимыми становятся два морских маршрута. Первый — Северный морской путь, огибающий Евразию с севера и ограниченный Новой Землей с запада и Беринговым проливом — с востока. Начиная с 1978-1979 годов российские ледоколы круглый год прокладывают путь кораблям на большей его части. В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства.

Второй — Северо-западный проход: путь вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг в Берингов пролив.

Infrastructure

Transport

The development of roads, ports, railways, and other infrastructure in the Arctic has been closely intertwined with resource development. The harsh environment poses constant challenges for building and maintaining infrastructure.

Land-based transport

Given the Arctic's remoteness and considerable distances between destinations, transportation there has relied strongly on shipping and aviation. Roads, railroads, and pipelines play lesser though certainly important roles. Major transportation connections are extremely limited and the flows of freight and passengers are typically low.

A major exception to this pattern is northern Russia's Trans-Siberian Railway, which traverses more than 9,000 kilometers to connect Moscow with Russia's Far Eastern provinces, Mongolia, China, and the Sea of Japan. It is the longest railway in the world and remains a dominant transportation mode in Russia. Very few other railways exist in the Arctic, except for a number of special-purpose lines feeding raw materials to a handful of seaports. 

Similarly, road networks are quite sparse and, being restricted mostly to populated areas, generally serve local rather than inter-regional needs. Outside northern Scandinavia, good roads are rare. Unlike most parts of the world, Arctic land is more "travel-friendly" in winter, when the tundra is frozen and ice roads and bridges serves as thoroughfares for vehicles from dogsleds to heavy industrial equipment. In summer, when the top layer of permafrost thaws and the terrain is boggy, overland travel is much more difficult.

Arctic land is more "travel-friendly" in winter, when the tundra is frozen and ice roads and bridges serve as thoroughfares for vehicles from dogsleds to heavy industrial equipment.

Pipelines

Another critical element of the infrastructure are the pipelines in Alaska, Canada, and Russia that extend for many thousands of kilometers, channeling oil and gas to ports, processing plants, and centers of distribution outside the Arctic. The mid-20th century discovery of huge, but remote, petroleum reserves prompted construction of long-distance pipelines. By the 1980s major systems were in place from the Yamalo-Nenets and Nenets regions (Russia) and the North Slope of the Brooks Range (Alaska). Since then, auxiliary pipelines to additional drilling sites have expanded the networks.

Airports

There are flights available both within the Arctic region and to northern population centers. Flight routes cross the North pole to connect Europe, North America, and Japan.

There are many airports in the Arctic, but most of them are intended for small aviation. Kangerlussuaq Airport is the only civilian airport in Greenland able to receive big airliners. There is also an airport at Svalbard, called Longyear. It is the northernmost airport with public scheduled flights. In the Russian Arctic there also a number of airports, including Sabetta Airport at Yamal; it started functioning on February 2, 2015. It receives aircrafts of practically all types.

Sea Transport

At present, the Arctic waters are navigated by numerous vessels, including tankers, bulk carriers, supply vessels, passenger ships, tug/barge combinations, fishing vessels, ferries, research vessels, and government and commercial icebreakers. The three primary demands for shipping services are: moving natural resources out of the region, supplying goods to communities, and tourism. The highest concentrations of marine activity occur along coastal northwest Russia, and in the ice-free waters off Norway, Greenland, Iceland, and Alaska.

Major ports and harbors include:

  • Russia — Murmansk, Arkhangelsk, Labytnangi/Salekhard, Dudinka, Igarka, Dikson, Tiksi, and Pevek, Sabetta, Uelen
  • Canada — Churchill (Manitoba), Tuktoyaktuk (Northwest Territories), Nanisivik (Nunavut), Iqaluit (Nunavut)
  • Norway — Kirkenes, Vardø, Tromsø
  • United States (Alaska) — Barrow, Valdez, Red Dog

 

Two sea routes are becoming increasingly important. The first is the Northern Sea Route, a water course north of Eurasia that stretches from Novaya Zemlya (Russia) in the west to the Bering Strait in the east. Since 1978-79, Russian government ice-breaking ships have maintained year-round navigation of much of the route, which opened to international marine traffic in 1991.

The second emerging route is the Northwest Passage, which traverses the northern coastal waters of North America, winding through the Canadian Arctic Archipelago to the Bering Strait.