«До вертолёта пострадавший должен дожить». Эксперты обсудили развитие экстренной медицины в Арктике

Включение в стандарты арктической медицины специальной подготовки спасательных команд с учётом особенностей региона и использование современных технологий позволят ускорить оказание первой помощи и повысить шансы на спасение пострадавших, считают участники круглого стола «Арктический стандарт: создание и обеспечение эффективной системы здравоохранения», прошедшего в рамках XV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

Как отметил начальник центра организации научно-исследовательской и редакционной деятельности ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» Григорий Орлов, именно скорая помощь является первым звеном цепочки выживания пациента, поэтому люди, оказывающие её, должны уметь работать в условиях Крайнего Севера.

«Мы знаем с вами особенности Арктического региона: удалённость медицинских организаций, транспортная доступность, природные факторы. Всё это влияет на состояние пострадавшего, тем более если он находится в состоянии гипотермии. И здесь важно выстроить в части экстренных служб, которые зачастую являются лицами первого контакта с пострадавшими, систему подготовки, включающую в обязательном порядке специальный курс по оказанию первой помощи в Арктической зоне с привлечением профильных медиков», – заявил Григорий Орлов.

По его словам, специальные программы необходимы также для сотрудников местных служб и работников предприятий – им нужно понимать как физиологические особенности оказания первой помощи в состоянии гипотермии, так и порядок действий в различных ситуациях. Кроме того, важно развивать информационные технологии.

«Телемедицина, дистанционное консультирование могут повысить как доступность экстренной медицины в регионах АЗРФ, так и эффективность межведомственного взаимодействия при организации помощи. До вертолёта пострадавший должен дожить. И это задача как специалистов экстренной службы, так и людей, которые находятся рядом», – подчеркнул представитель Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Доцент кафедры «Медицина катастроф» Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России Алексей Старков отметил также перспективы использования искусственного интеллекта при оказании экстренной помощи.

«Искусственный интеллект, имея возможность анализировать большие массивы данных, в том числе по микроизменениям состояния пострадавшего, по изменению метеоусловий, по подбору наилучших вариантов маршрутизации и направлению эвакуации пострадавшего, может быть хорошим подспорьем в принятии решения тем самым удалённым медицинским операторам и структурам», – заявил он.

Для расширения зоны эвакуации в арктических широтах сейчас рассматривается возможность применения беспилотных авиационных систем. По словам эксперта, пока они, ввиду небольшой грузоподъёмности, используются для медицинской разведки в зоне ЧС и доставки небольших медицинских грузов, однако технические возможности по эвакуации людей уже существуют.

«Беспилотники, которые с успехом применяются в Арктической зоне, конечно же, должны применяться в медицинских целях. Когда мы подойдём к этому в обозримом будущем, профессиональное сообщество должно быть готово к тому, чтобы доверить пострадавшего, возможно в тяжёлом состоянии, беспилотной машине, которая какое-то время будет его транспортировать в руки медицинских бригад. В этом плане весьма востребованными могут быть роботизированные медицинские эвакуационные модули, которые уже разрабатываются», – сказал Алексей Старков.

При этом, по его словам, применение новейших технологий не должно полностью заменять проверенные временем способы транспортировки медицинского персонала и пациентов, а должно использоваться в едином комплексе.

«В настоящее время для доставки медработников, для эвакуации пострадавших в Арктической зоне в подавляющем количестве случаев применяется вертолётная авиация. Но далеко не всегда вертолёт может приземлиться на палубу судна, в непосредственной близости от идущего по трассе каравана судов. И из возможных уже существующих технических решений, на наш взгляд, вполне возможно использовать старые добрые аэросани. А на новом технологическом уровне эти транспортные средства, имея возможность передвижения по суше, по льду, по мелководью, позволяют вплотную подходить к судну, увеличивать плечо эвакуации вертолёта», – добавил эксперт.

Кроме того, участники круглого стола обсудили меры по укреплению здоровья людей, живущих и работающих в Арктике. Для снижения профессиональных рисков специалисты призвали модернизировать технологическое оборудование, внедрять современные системы вентиляции и освещения, обеспечивать работников эффективными средствами индивидуальной защиты и оптимизировать режимы труда и отдыха.

Особое внимание было рекомендовано уделить разработке методов индивидуальной оценки рисков для здоровья персонала, особенно при работе с ионизирующим излучением, включая дифференцированный подход к распределению дозовых нагрузок.

Также предложено предусмотреть введение адресных программ по обследованию и профилактике дефицита йода, витамина D и железа для жителей Арктической зоны.