Инфраструктура

На ПМЭФ-2025 обсудили перспективы развития Арктики и Севморпути на ближайшие годы

Текущее положение Северного морского пути и перспективы его развития обсудили представители арктических регионов, бизнеса и науки на Петербургском международном экономическом форуме в рамках сессии «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории».

По словам министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, после принятия указа Президента о стратегии развития Арктической зоны до 2035 года у региона появились совершенно новые перспективы развития.

«Это абсолютно понятно. Арктика имеет огромное значение для мировой экономики: минерально-сырьевые ресурсы – удобрения, никель, кобальт, платина, медь; углеводороды – нефть, газ; целлюлозно-бумажное производство и продукция лесопромышленного комплекса, алмазы. А ещё судостроение», – отметил министр.

По словам Чекункова, мировое сообщество сейчас концентрирует внимание на Арктике, так как Северный морской путь – более короткая дорога из Азии в Европу – становится ключевым транспортным коридором.

«Динамика развития Арктики очевидна: задача России – быть лидером в технологиях, в хозяйствовании в Арктике, поэтому в рамках работы над мастер-планами мы стараемся фиксировать самые эффективные практики», – подчеркнул Алексей Чекунков.

Как отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, вверенный ему регион – один из главных драйверов арктического развития: в области расположен крупнейший незамерзающий порт, базовый для СМП, а также единственный в мире атомный ледокольный флот.

«На Международном арктическом форуме в Мурманске Президент дал старт работе нового порта Лавна, он построен по первой портовой концессии. Крупный, технологичный. До этого в конце 2023 года мы построили новую железную дорогу – почти 50 км. Дано поручение по развитию Мурманского транспортного узла: увеличить мощность терминалов и расширить провозную способность не менее чем в 3 раза. Наша цель – на базе порта Мурманск создать мультимодальный транспортный хаб для реализации обозначенных проектов», – сообщил Андрей Чибис.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в ходе дискуссии отметил торговый потенциал Севморпути, который проходит через регион. Если в 2023 году перевалка грузов через поморские порты снизилась почти на 25%, то уже в 2024 году, в том числе за счёт контрактов с китайскими партнёрами, этот показатель восстановился. С начала 2025 года отгрузка также выросла на 10% по сравнению с тем же периодом годом ранее. 

«Северный морской путь – связующее звено, ключевой экономический актив российской Арктики. Без него невозможно дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы, развитие производств на Севере. Нам нужно точно просчитать, какая государственная поддержка необходима, в каком объёме и с какой приоритезацией», – заявил Цыбульский. 

Он отметил, что первоочередная задача Архангельской области – ускорить развитие портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры для обеспечения работы Северного морского пути. Важнейший проект – создание глубоководного района в морском порту Архангельск совместно с «Росатомом» и «Евросибом». Для этих целей регион подписал инвестдекларацию и привлёк ключевых инвесторов.

Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов в свою очередь подчеркнул, что появление морского коридора решает логистические задачи и открывает перспективы для горных проектов и новых источников энергии в регионе.

Кузнецов отметил, что в Певеке создаются специальный терминал и порт для проекта Баимского месторождения. Кроме того, Севморпуть способствует развитию энергетического обеспечения. Предусматривается создание четырёх энергоблоков общей мощностью до 10 МВт на атомных источниках, поскольку прокладка линий электропередачи экономически неэффективна.

Специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом», зампред госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов в ходе выступления отметил стремительный рост грузопотока по СМП за последние 10 лет.

По словам спикера, для стабильности Севморпути необходимо обеспечить переход к круглогодичной навигации. При этом вклад Арктики в экономику страны сейчас составляет около 15%, и поэтому также важно создать новую систему государственной поддержки региона. Задача сейчас состоит в закреплении бюджетных и внебюджетных источников финансирования в официальных документах до 2040 года.

Панов также сообщил, что в восточном направлении Россия впервые отправила 7 млн т грузов, включая 3,1 млн т транзитом через Северный морской путь (+50%). В этом направлении было выполнено 14 контейнерных рейсов, а судно из Санкт-Петербурга дошло до порта в КНР за 23 дня.

Читайте также