Посол РФ в Норвегии: Арктический совет остался единственной структурой многостороннего взаимодействия в Заполярье

Итоги двухлетнего периода председательства Норвегии в Арктическом совете подвёл посол России в Осло Николай Корчунов в интервью РИА Новости.

«По мере нарастания опасности конфронтации в высоких широтах большинство региональных форматов сотрудничества деградировало. Арктический совет остался, по сути, единственной сохранившейся структурой многостороннего взаимодействия, однако и он работает не в полную силу», – сказал посол.

В то же время принятое ранее решение ряда стран совета о самоограничениях продолжает ослаблять организацию. Без возврата к политдиалогу Арктический совет рискует стать виртуальной площадкой, отметил он.

Тем не менее по итогам двухлетнего норвежского председательства 12 мая было принято совместное заявление стран – членов совета и его постоянных участников.

«Документ – компромиссный, но это не уменьшает его важности. Выражено общее стремление всех стран-участниц к укреплению роли АС как ключевого органа межправительственного взаимодействия в Заполярье. В нынешних условиях это уже немало. В следующем году АС предстоит преодолеть 30-летний рубеж. Убеждён, что у АС есть потенциал для восстановления духа сотрудничества», – заявил Корчунов.

Он отметил, что успех Дании как председателя в АС во многом будет зависеть от того, насколько хорошо будет слышен голос собственно арктических территорий – Фарерских островов и Гренландии.

«При этом заявленные США претензии на Гренландию и выход из Парижского соглашения по климату, несомненно, добавляют сложностей датскому председательству», – пояснил спикер.

Что касается завершившейся «вахты» Норвегии, то посол отметил усилия председательской команды по восстановлению нормальной деятельности совета – постепенное возобновление функционирования его рабочих групп осенью 2024 года. При этом и российская сторона старалась поддерживать нормальный рабочий диалог с норвежскими коллегами.

Как пояснил Корчунов, даже в текущей обстановке Россия стремится обеспечивать своё присутствие на Шпицбергене на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами – участниками Договора о Шпицбергене 1920 года.

Вместе с тем в последнее время норвежскими властями предпринимаются шаги по укреплению своего суверенитета над архипелагом, что создаёт дополнительные сложности для осуществления там российской научной и хозяйственной деятельности.

«Норвегия с отдельными исключениями присоединилась ко всем секторальным – по части Шпицбергена сделано изъятие из санкционного режима в отношении заходов наших судов на архипелаг – и персональным санкциям ЕС, что очевидным образом противоречит Договору о Шпицбергене, поскольку ставит российских экономоператоров и учёных в дискриминируемое положение», – пояснил Корчунов.